Сегодня электронные устройства (смартфоны, планшеты, компьютеры и т.п.) повсеместно вошли в работу и быт не только взрослого человека, но и школьника. Их использование стало повседневной частью жизни детей. И в настоящее время некоторые дети начинают пользоваться электронными устройствами ещё в дошкольном возрасте. Оказывается, большинство родителей недооценивают то количество времени, которое ребёнок проводит, глядя в экран монитора.
В настоящее время к офтальмологу стали чаще обращаться дети с жалобами на жжение, зуд, слезотечение и усталость при использовании электронных устройств. Почему это происходит? Потому что, не смотря на напряженную зрительную нагрузку во время учёбы в школе и при выполнении домашнего задания, наши дети скорее всего, используют электронные устройства в течение длительного периода времени: по дороге в школу и из школы, на переменах, придя домой после школы и т.д. Около 80% учащихся сознаются, что используют электронные устройства в течение трех и более часов в день. С другой стороны, только 40% родителей считают, что их дети используют электронные устройства три и более часа в день.
Многие детские офтальмологи считают, что длительное использование электронных устройств, кроме вышеперечисленных проблем, может привести к более серьёзным нарушениям рефракции и аккомодации.
Школьник, сидящий за компьютером, подвергается воздействию физических факторов различной природы. Основными из них являются: оптическое излучение, электромагнитное излучение, статическое электричество. Большая нагрузка при этом приходится на глаза. Сидя в течение нескольких часов перед экраном монитора, ребёнок напрягает глаза намного больше, чем во время любой другой работы. Это приводит к повышению риска развития симптомов компьютерного синдрома у детей по сравнению с взрослыми. По данным ряда исследований, жалобы со стороны органа зрения к концу дня появляются у 55-80% учащихся, а у 20% из них зрительный дискомфорт возникает уже через 1-2 часа использования электронных устройств. Ежедневно повторяющиеся нагрузки могут привести к развитию стойких изменений. Кроме зуда, жжения и усталости глаз школьники также могут испытывать головную боль, общую усталость, помутнение зрения, двоение перед глазами, боль в области шеи. Таким образом, исходя из вышесказанного родителям необходимо более внимательно отнестись к данной проблеме и обращать внимание на ребёнка:
Если родители замечают какие-то из вышеперечисленных изменений, необходимо проконсультироваться у офтальмолога.
Чтобы избежать или уменьшить напряжение глаз необходимо, чтобы школьники, использующие электронные устройства, соблюдали правило 20-20-20. Правило 20-20-20 означает 20-секундный перерыв каждые 20 минут и рассмотрение чего-то далекого (на расстоянии более 20 футов, т.е. более 6 метров). Необходимо отвлечься от экрана, размяться, выполнить гимнастику для глаз. Кроме того, важно соблюдать следующие требования:
- Площадь помещения на одного человека – не менее 4,5м2.
- Освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения. Естественное освещение должно быть боковым; искусственное освещение желательно голубоватого цвета. Рекомендуется окраска стен в голубой цвет.
- Отсутствие бликов на экране монитора.
- Монитор должен находиться на расстоянии 40 - 75 см от глаз, а центр экрана на 15-20 см ниже их уровня. Экран телевизора должен располагаться на расстоянии в среднем 3м.
- Клавиатура располагается на расстоянии 10 - 30 см от края стола, таким образом, чтобы пальцы находились на уровне запястий, параллельно полу, плечи были расслаблены.
- Положение тела должно быть удобным, спинка стула наклонена назад под углом в несколько градусов, форма спинки соответствовать естественным изгибам позвоночника. Целесообразно использование специальной мебели.
- Если ребёнок работает с текстами на бумаге, листы надо располагать на расстоянии от глаз 30-35см
Для расслабления и тренировки глаз и мышц тела разработаны специальные упражнения.
Необходимо регулярно проводить беседы с родителями и школьниками о профилактике зрительных нарушений. Нельзя приступать к использованию электронных устройств и выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций.
Важное место занимает питание, включающее достаточное количество витаминов.
Для сохранности зрительных функций школьника необходимо помнить о рациональном режиме дня ребёнка, включающем прогулки на свежем воздухе, занятия физической культурой и спортом, здоровый сон.
Резюмируя всё вышесказанное, необходимо учить наших детей правильному режиму использования электронных устройств с того дня, когда они в первый раз берут в руки смартфон или планшет. Ведь профилактика в данном случае даёт наилучший эффект.
ЦИТ БелМАПО ©