Компьютер и малыш

Жизнь человека – это мгновение в огромной Вселенной. Одно поколение сменяет другое. Прогресс не стоит на месте. Вот уже мы пользуемся не  магнитофоном, а СД - плейером, черно – белый телевизор сменяется плазменным экраном, мобильные телефоны, компьютеры, интернет  уже не в новинку любому ребенку. Первое знакомство с клавиатурой происходит очень рано. Совсем еще кроха, не отрываясь, смотрит рекламу по телевизору, пританцовывая под знакомые мелодии, Еще не умея рисовать, маленькие пальчики уже нажимают на клавиши. С умилением глядя на свое любимое чадо, родители пытаются представить его будущее. Значительный рост средств коммуникации, глобальная компьютеризация заставляет нас задумываться о влиянии компьютера на детский организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.  Специалисты предупреждают, что бесконтрольное времяпровождение перед монитором чревато нарушением зрения, осанки, способствует невротизации личности за счет эмоциональных перегрузок, возможно появление болей в суставах, не стоит забывать и про вред электромагнитного излучения. Но если запретить доступ к компьютеру – значит ограничить ребенка в развитии. Мы живём в информационном обществе и без умения пользоваться компьютером сейчас никуда. Поэтому нельзя тотально ограничивать общение ребёнка с компьютером. 

Среди несомненных «плюсов»   компьютера  можно отметить:

  • Большинство детских компьютерных игр могут послужить не только для развлечения, но также с их помощью можно развивать интеллектуальные, эмоциональные и физические способности ребенка, улучшать языковые навыки.
  • Развивающие компьютерные программы способствуют повышению самооценки ребенка, развивают его память и речь.
  • Некоторые педагоги советуют использовать компьютерные игры в качестве забавного времяпрепровождения и укрепления семейной связи между детьми и родителями.
  • Отмечено, что работа на компьютере развивает навык концентрации внимания. Правда, как обычно, от пользы до вреда - один шаг: умеренное пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. Поэтому очень важно, сколько времени ребенок проводит за компьютером.
  • Сторонники компьютеризации школ считают, что негативных последствий не будет. Электронные учебники требуют дополнительного источника освещения, так что портить глаза, читая в темноте, не получится чисто физически. Кроме того, школьникам теперь будет достаточно взять один учебник с разными электронными "начинками" вместо десяти кило "макулатуры".

 Но при этом необходимо помнить, что умная машина не заменит активного общения со сверстниками. Ребенок, часами сидящий за компьютером, начинает себя лучше чувствовать в виртуальной реальности, становится социально дезадаптированным.  Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете — стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет. Окулисты предупреждают, что если на такие факторы, как наследственность, экология, приобретенные или врожденные заболевания глаза, накладывается еще и повышенная зрительная нагрузка, то это может привести к появлению заболеваний или резкому прогрессированию уже имеющихся глазных недугов. Как детский невролог, хочу отметить одно из самых грозных последствий прерывистой ритмичной световой стимуляции – это эпилептические  припадки.  В ответ на мелькание световых кадров в коре головного мозга происходит возбуждение нервных клеток. Судороги во время работы за компьютером могут возникнуть в любом возрасте, но чаще всего от этого страдают первоклассники и дети 13-15 лет.   Сколько раз в отделение привозили детей и подростков после эпилептических припадков, спровоцированных многочасовым нахождением за экраном. Кроме того, характерны жалобы на ухудшение самочувствия, частые головные боли, повышенную утомляемость у заядлых любителей компьютера.

Для профилактики осложнений негативного воздействия компьютера необходимо:

  • Установить монитор задней стенкой к стене, в комнате, где стоит компьютер, чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.
  • Индивидуально подобрать компьютерный стол и стул, что позволит ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60см).
  • Правильно организовать освещение компьютерного стола, расположить его так, чтобы солнечный свет не попадал на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
  • Следить за исправностью монитора компьютера и чистотой экрана, так как грязь делает дополнительное искажение.
  • Желательно каждые 15-20 минут делать перерывы, давать глазам отдохнуть, для работы на компьютере можно подобрать специальные защитные очки.
  • Для снижения нагрузки на психику ребенка постараться подобрать более спокойные игры, преимущественно покупать развивающие, расширяющие кругозор компьютерные игры.
  • Запретить играть перед сном и, особенно, ночью.
  • Тщательно следить за осанкой во время работы: спины должны бать ровной, плечи расслаблены, а мышцы шеи не должны перенапрягаться.

 Общее утомление организма при работе с компьютером у взрослого человека проявляется через 4 часа, у подростка – через 2,5-3. 

Да, безусловно, компьютер нужен. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. Только стоит помнить главное, как и во всем в жизни – умеренность. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение общения с компьютером составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Познакомьте ребенка с возможностями компьютера. Дети довольно часто думают, что компьютер для игры, и не подозревают, что его можно использовать и для других целей, не менее занимательных. Научите ребенка пользоваться текстовыми редакторами, рисовать, составлять графики, тогда время, проведенное за компьютером, будет приносить больше пользы. В развитых странах активные компьютерные пользователи очень большое внимание уделяют восстановлению здоровья: упражнениям для глаз, физкультурным паузам, приему витаминов и т.д. Дорогие родители, помните, что в первую очередь для гармоничной, развитой интеллектуально и физически личности необходима любовь родителей, движение, свежий воздух и солнце.

 

Учреждения высшего образования


ЦИТ БелМАПО ©