15 марта День Конституции Республики Беларусь

«Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений» (ст.12 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018г. №130-З «О нормативных правовых актах»).

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва. Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» день принятия Конституции – 15 марта отнесен к государственным праздникам.

15 марта 2019 г. Республика Беларусь будет отмечать 25-летнюю годовщину со дня принятия суверенной Конституции.

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.  http://president.gov.by/ru/constitution_ru/

ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

По сути, первой европейской конституцией стал Статут Великого Княжества Литовского (ВКЛ), изданный в 1529 году. В измененных редакциях данный документ действовал на территории ВКЛ до его полной отмены в 1840 году.

Статут ВКЛ, 1529.

Источникhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Статуты_Великого_княжества_Литовского

Как указано на официальном интернет-портале Президента Республики Беларусь, действующая сегодня в Республике Беларусь Конституция является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) – «Декларация прав трудящегося
и эксплоатируемого народа» была принята на I съезде Советов Белоруссии в 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. Конституция практически полностью соответствовала российской Конституции 1918 г.

В 1927 году (11 апреля 1927 года) на VIII Всебелорусском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов была принята вторая Конституция Республики Беларусь. Данная Конституция примечательна тем, что сразу издана на 4-х языках, признанных равноправными: белорусский, идиш, польский, русский. К этому времени был образован СССР (30.12.1922), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся прообразом и основой для принятия союзными республиками своих основных законов.

Обложка Конституции БССР, 1927 год, источник //ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_Белоруссии

          19 февраля 1937 г. XII Чрезвычайный съезд Советов принял очередную Конституцию БССР. Это произошло после того, как 5 декабря 1936 г. была принята общесоюзная Конституция. Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. Законы СССР были обязательными на территории республики. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) БССР.

          Очередная Конституция БССР была принята 14 апреля 1978 года вслед за принятием новой Конституции СССР 1977 года, что, по сути, в очередной раз подтверждало верховенство Конституции СССР. Особо следует отметить, что в данной Конституции впервые появляется отдельная статья (№40), провозгласившая право граждан БССР на охрану здоровья. В дальнейшем это право нашло отражение в 45 статье Конституции Республики Беларусь, принятой в 1994 году.

          27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и её законов.

25 августа 1991 г. в 20:08 Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации статуса конституционного закона, на основании которого были внесены изменения в действующую Конституцию 1978 г. 19 сентября того же года Верховный Совет утвердил новое название государства – Республика Беларусь.

В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994  г. 

Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции. Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом – Национальным Собранием Республики Беларусь и Правительством, расширены некоторые права и свободы.  Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа. Данная редакция Конституции Республики Беларусь обеспечила окончательное становление института президентства в нашей стране.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. 

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основной Закон Республики Беларусь представлен 9 разделами, 8 главами, 146 статьями.

В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития.

В первом разделе Конституции "Основы конституционного строя" дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе "Личность, общество, государство" закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан. 

Третий раздел "Избирательная система. Референдум" закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов. 

В четвертом разделе "Президент, Парламент, Правительство, Суд" определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел "Местное управление и самоуправление" определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия. 

В шестом разделе "Прокуратура. Комитет государственного контроля" содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. 

В седьмом разделе "Финансово-кредитная система Республики Беларусь" устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения. 

"Заключительные и переходные положения" содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Фото с официального интернет-портала Президента Республики Беларусь

1 марта 2019 г. на встрече с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ "Большой разговор с Президентом" Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко остановился на теме обновления Конституции (продолжая отвечать на вопрос «Радио «Свобода»): «Вы не могли не заметить мое поручение членам Конституционного Суда. Я их попросил исходя из нынешней ситуации, обстановки и на перспективу подготовить новую Конституцию. Но сделать это надо не исходя из мнений этих судей Конституционного Суда, не ориентируясь на какую-либо группу. Мы в целом должны видеть страну, народ. Знать, что у вас дети и внуки, что им потом жить. … Важно, чтобы Конституция соответствовала тем реалиям, которые сложатся в нашем государстве».

Материал подготовлен заведующим кафедрой общественного здоровья и здравоохранения доцентом М.В.Щавелевой с использованием ресурсов:

Конституция Респ.Беларусь 1994 года (с измен. и дополн., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) – Минск: Академия МВД, 2015. – 39 с.

Вальчук Э.А., Тищенко Е.М. Реализация конституционного права на охрану здоровья населения в Республике Беларусь //Медицинские новости. – 2015. - №1. – С.63 - 67

Учреждения высшего образования


ЦИТ БелМАПО ©

0,1350 s - время на запросы к базе данных | 127 - запросов к базе данных | 1,1269 s - PHP скрипты | 1,2619 s - общее время | database - источник содержимого