Дом без насилия

Домашнее насилие является одной проблемой, которая существует во всех, без исключения, странах мира. Домашнее насилие - повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорб-ления по отношению к своим близким с целью запугивания, контроля, чувства страха.

Одна из главных особенностей домашнего насилия - повторяющиеся инциденты разных видов насилия (физического, психологического, сексуального и экономического). Они являются важным показателем, отличающим «домашнее насилие» от «конфликта». Конфликт обычно имеет свое завершение, насилие характеризуется систематичностью. Конфликт имеет в основе проблему, которую можно решить. В ситуации с насилием в семье один человек постоянно контролирует другого с применением силы, а это приво-дит к психологическим и/или физическим травмам. Еще одна особенность домашнего насилия, усугубляющая психологическую травму, заключается в том, что обидчик и пострадавший – близкие люди.

В Беларуси домашнее насилие является наиболее распространенным видом наси-лия на гендерной почве. Ежегодно в стране регистрируется около 2000 преступлений, со-вершенных в быту. Ежедневно в Республике в органы внутренних дел поступает около 500 сообщений о фактах семейно-бытовых конфликтов, из которых свыше 70% составляют случаи домашнего насилия в отношении женщин и детей. В то же время, значительное количество случаев насилия не фиксируется, поскольку многие женщины либо склонны мириться с его проявлениями, либо предпочитают искать решения, не об-ращаясь с заявлениями в официальные органы. В этой связи большинство обидчиков ос-таются безнаказанными.

По данным исследования по оценке ситуации в области домашнего насилия в Республике Беларусь, проведенного ИЧУП «НОВАК» для Фонда ООН в области народо-населения (ЮНФПА) в Беларуси в 2014 году, какое-либо проявление насилия хотя бы один раз испытали 77,3% женщин и 76,7% мужчин. 76,2% женщин и 75,6% мужчин стал-кивались с проявлениями психологического насилия в собственной семье. 31,6% женщин и 24,8 % мужчин подвергались физическому насилию со стороны своих близких, 36,5% женщин и 27,9% мужчин - экономическому, 18,4% женщин и 11,9% мужчин - сексуаль-ному.

ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?

«Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические стра-дания».

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правона-рушений»

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

«Физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией». Декларация об искоренении насилия в отношении женщин Ст. 2

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть ли-бо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо ос-тановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем. Существует ряд про-стых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда наси-лие происходит в семье.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрос-лый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отно-шении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множествен-ных видов насилия.

  1. Нарастание напряжения в семье.Возрастает недовольство в отношениях и на-рушается общение между членами семьи.
  2. Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
  3. Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий.
  4. Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инци-дент забыт, обидчик прощен. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнёрами на этой стадии возвращается к первоначальному.

После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяет-ся. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Пострадавшая (-ий) не в состоянии урегулировать ситуа-цию самостоятельно. (Домашнее насилие как проблема современного общества. Пазухина С. В., Фокин И. В., Фуртаева Е. И., НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса, г. Тула).

Когда угроза исходит со стороны самых близких людей, требуется огромное муже-ство, чтобы принять решение и прекратить ситуацию агрессии. Для этого зачастую при-ходится обратиться за помощью к специальным службам. Стыд от того, что это происхо-дит с тобой, и страх, что узнают родственники, соседи или коллеги по работе, зачастую останавливает от разрешения проблемы. Более того, в нашем обществе сложилось устой-чивое мнение, что о проблемах, которые происходят в стенах дома, нужно молчать. Мно-гие обычно так и поступают: молча терпят и ждут, когда всё наладится. К сожалению, однажды проявившееся насилие вероятнее всего повторится, и не раз. В этом глав-ное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Принятие решения – раз и навсегда покончить с ситуацией насилия у себя дома – избавит от даль-нейших страданий.

ВИДЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Ежегодно в органах внутренних дел регистрируется огромное количество бытовых конфликтов с причинением насилия, повлекших за собой тяжёлые последствия. В 2014 году было совершено 2 208 преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Всего за минувший год «в быту» было совершено 41738 административных правонарушений.

Согласно исследованиям чаще всего от семейного насилия страдают женщины и девочки. По данным ООН, около 70% женщин в мире подвергались насилию в течение своей жизни. По данным обращений, поступающих на общенациональную горячую ли-нию для пострадавших от домашнего насилия в Беларуси 8-801-100-8-801, 93% постра-давших составляют женщины.

Агрессорами чаще выступают мужчины: бывшие супруги, проживающие совмест-но, отцы, сыновья, сожители. Среди женщин чаще всего проявляют агрессию дочери по отношению к родителям и матери по отношению к детям. Сообщается также о случаях насилия со стороны супруги и со стороны сожительницы в отношении супруга/сожителя.

Важно различать, что насилие имеет разные проявления.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психо-логическое и экономическое.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причи-нения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и тд.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отноше-ний.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, про-являющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, и т п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.

В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновре-менно, например, физическое (нанесение побоев), психологическое (оскорбления и угро-зы), экономическое (лишение финансовых средств).

Ввиду сложившихся заблуждений, причинение насилия может считаться нормой. Вспомним бытующую поговорку «Бьет – значит любит». Насилие может проявляться и во внешне благополучных семьях, поэтому важно прекратить замкнутый круг.

При анализе феномена насилия в семье важно избегать суждений, согласно кото-рым уместно ставить знак равенства между понятиями «конфликт» и «ситуация наси-лия». Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор от-личия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье

Следует помнить, что личная неприкосновенность и безопасность является неотъ-емлемым правом любого человека. Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году, гласит, что все люди имеют право на жизнь без насилия.

“Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах”

“Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию”.

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — ЭТО ВЫБОР ОБИДЧИКА

Многие люди склонны считать, что бытовое насилие и жестокое обращение явля-ется следствием потери контроля обидчика (агрессора) над его/ее поведением. Однако, несмотря на это, на самом деле насилие является осознанным выбором, направленным на получение контроля над вами и вашим поведением.

Обидчики используют различные тактики, чтобы манипулировать вами и показы-вать свою власть:

Доминирование – агрессоры должны чувствовать себя ответственными за отно-шения. Они будут принимать решения за вас и других членов семьи, будут говорить вам, что делать, и ожидают от вас, что вы будете слушаться их беспрекословно. Ваш обидчик может относиться к вам как к прислуге, ребенку или даже как к его собственности.

Унижение – обидчик будет делать все, что он или она может, чтобы заставить вас чувствовать себя несовершенными, униженными. В такой ситуации он/она рассчитывает, что, если вы считаете, что ничего не стоите, и что никто не захочет с вами создавать дру-гие отношения, у вас будет меньше шансов, чтобы принять для себя решение уйти. Ос-корбления, брань, порицание и общественное унижение — оружие злоупотребления, на-правленные на то, чтобы подорвать вашу самооценку и заставить вас чувствовать себя беспомощными .

Изоляция – для того, чтобы повысить вашу зависимость от него или нее, агрессор будет пытаться отрезать вас от внешнего мира. Он или она могут запрещать вам видеться семьей или друзьями, или даже запрещать вам идти на работу или учебу. Возможно, вам придется спрашивать разрешения , чтобы сделать что-либо, сходить куда-либо или уви-деться с кем-либо .

Угрозы – агрессоры обычно используют угрозы, чтобы вы не смогли уйти от не-го/ее, или пытаются напугать вас, чтобы вы не смогли пожаловаться на него/нее. Ваш обидчик может угрожать обидеть или убить вас, ваших детей, других членов семьи или даже домашних животных. Он или она также могут угрожать покончить жизнь самоубий-ством, подать ложные обвинения против вас или донести на вас в социальные службы по защите детей.

Запугивание– обидчик может использовать различные тактики запугивания, на-правленные на то, чтобы подчинить вас. Такая тактика включают угрожающие взгляды или жесты, погромы на ваших глазах, уничтожение собственности, причинение боли до-машним животным. Это сигнал того, что если вы не подчинитесь, могут быть жестокие последствия.

Отрицание и вина – обидчики очень хорошо прибегают к извинениям, даже за то, что не может быть прощено. Они будут винить их оскорбительное и агрессивное поведение как следствие плохого детства, плохого дня и даже могут обвинять вас в этом. Обидчик может минимизировать насилие или даже опровергать, что это произошло . Он или она будет пытаться переложить ответственность на вас: так или иначе, его или ее жестокое и оскорбительное поведение — это ваша вина.

Своевременная диагностика этих тактик позволит вам сделать правильный выбор для выхода из насильственных отношений!

Агрессоры в состоянии контролировать свое поведение - они делают это все время:

  • Агрессоры выбирают в отношении кого применять насилие. Они не оскорбляют, не уг-рожают или нападают на всех, кто расстраивает их. Как правило, они применяют насилие в отношении близких им людей, тех, кого по их утверждению, они любят.
  • Агрессоры тщательно выбирают, когда и где применять насилие. Они контролируют себя, пока вокруг есть люди, которые могут увидеть их насильственное поведение. Они могут вести себя, как ни в чем не бывало в общественных местах, но применяют насилие, как только остаются наедине со своей жертвой.
  • Агрессоры в состоянии прекратить свое насильственное поведение, когда они видят, что это может принести для них выгоду. Большинство агрессоров на самом деле в состоянии прекратить насильственное поведение, когда это может затронуть их интересы (например, когда приезжает милиция).
  • Агрессоры чаще всего применяют насилие таким образом, чтобы не было видимых сле-дов. Вместо того чтобы действовать в порыве ярости, многие агрессоры, которые приме-няют физическое насилие, тщательно направляют свои пинки и удары в те места, где не будет видно синяков. Насилию нет оправдания!

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ?

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством «близкими родст-венниками», «членами семьи» и «близкими» являются следующие лица:

близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, подоз-реваемого, обвиняемого либо лица, совершившего общественно опасное деяние (пункт 1 статьи 6 УПК);

члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные ижди-венцы и иные лица, проживающие совместно с участником уголовного процесса и веду-щие с ним общее хозяйство (пункт 53 статьи 6 УПК);

близкие – лица, которых гражданин обоснованно считает близкими (часть 7 статьи 10, часть 2 статьи 23, часть 3 статьи 26 и другие нормы УПК).

Таким образом, к категории совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений» могут быть отнесены следующие преступления:

  • убийство (статья 139 УК);
  • убийство матерью новорожденного ребенка (статья 140 УК);
  • убийство, совершенное в состоянии аффекта (статья 141 УК);
  • убийство при превышении пределов необходимой обороны (статья 143 УК);
  • доведение до самоубийства (статья 145 УК);
  • склонение к самоубийству (статья 146 УК);
  • умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147 УК);
  • умышленное лишение профессиональной трудоспособности (статья 148 УК);
  • умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149 УК);
  • умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения в состоя-нии аффекта (статья 150 УК);
  • умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны (статья 152 УК);
  • умышленное причинение легкого телесного повреждения (статья 153 УК);
  • истязание (статья 154 УК);
  • изнасилование (статья 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера (статья 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим ше-стнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера (статья 170 УК);
  • использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (статья 171 УК);
  • вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия прости-туцией (статья 1711 УК);
  • незаконное лишение свободы (статья 183 УК);
  • угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (статья 186 УК);
  • оскорбление (статья 189 УК).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуально-го характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психи-ческие страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

  • умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП)
  • оскорбление (статья 9.3 КоАП)
  • мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП)

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
  5. Конституция Республики Беларусь 1994 года.
  6. Об оказании психологической помощи: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 153–З.
  7. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Респ. Бела-русь, № 122-З от 4 января 2014 года.
  8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних: Закон Респ. Беларусь, 31 мая 2003 г.
  9. Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18: постановление Мин-ва юстиции Респ. Беларусь, МВД, Мин-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь, Мин-ва здравоохр. Респ. Беларусь, Мин-ва образования Респ. Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57.
  10. Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждаю-щихся в государственной защите: постановление Мин-ва образования Респ. Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47.
  11. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, администра-тивных правонарушениях и информации о происшествиях: постановление Мин-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 10 марта 2010 г., № 55.
  12. Об утверждении Положения о порядке функционирования единой государствен-ной системы регистрации и учета правонарушений: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г. № 909.
  13. Об утверждении Положения о социально-педагогическом учреждении: постанов-ление Мин-ва образования Респ. Беларусь 18 марта 2004 г., № 14.
  14. О дополнении регистрационной карточки единой государственной системы регистрации и учета правонарушений об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, реквизитом и порядке его заполнения: приказ Мин-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 12 июля 2011 г., № 250.
  15. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18.
  16. О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 94-З.
  17. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII.
  18. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них: Закон Респ. Беларусь, 4 января 2010 г., № 104-З.
  19. О социальном обслуживании: Закон Респ. Беларусь, 22 мая 2000 г., № 395-З.
  20. О судебной практике по делам об умышленном причинении тяжкого телесного по-вреждения: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 29 марта 2006 г., № 1.
  21. О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 24 марта 2005 г., № 1.
  22. Правила судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреж-дений в Республике Беларусь / О нормативных правовых актах и методических докумен-тах Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы: приказ Бе-лорусской гос. службы суд.-мед. экспертизы, 1 июля 1999 г., № 38-с.
  23. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административ-ных правонарушениях, 20 дек. 2006 г., № 194–З.
  24. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295–З.
  25. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275–З.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Пострадавшим от домашнего насилия необходимо сообщить о фактах домашнего насилия специалистам, и получить консультацию о дальнейших действиях. В критичных ситуациях, когда агрессия проявляется в форме сексуального, физического либо психоло-гического воздействия, звонок в милицию является действенным способом остановить насилие. Сотрудники правоохранительных органов действуют в рамках закона и делают всё необходимое, чтобы помочь разрешить ситуацию. Для этого необходимо набрать номер 102 и сообщить дежурному о происходящем: назвать ваши фамилию и имя, сказать, что конкретно произошло и указать точный адрес. По возможности, сообщить всю дополнительную информацию о произошедшем.

Примером обращения в милицию может послужить следующий диалог:

  • «Сотрудник милиции поднимает трубку и представляется.
  • Гражданка: Я Мария Кветкович. Мне угрожает мой муж.
  • Дежурный милиции: Ваш адрес?
  • Гражданка: ул. Притыцкого, 219 А, корпус 3 кв х, первый подъезд.
  • Дежурный милиции: Выезжаем. Ждите.
  • Гражданка: Сообщаю, что муж находится в состоянии алкогольного опьянения. Со мной в квартире двое маленьких детей. Звоню от соседей.»

Сотрудники милиции выедут согласно поступившему сообщению. Обычно с ли-цом, в отношении которого поступило сообщение, проводится профилактическая беседа. В то же время к лицам, совершающим насилие в семье, могут быть применены и более жесткие меры воздействия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях или уголовным законодательством, вплоть до лишения свободы. Это происходит, когда пострадавший пишет соответствующее заявление в милицию. Необхо-димо помнить, что «прокурор имеет право возбудить уголовное дело об определенных преступлениях даже при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы». (Параграф 5 Статьи 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).

Существует и другая возможность решить ситуацию насилия. Для этого в стране организованы приюты для пострадавших, в которых можно провести некоторое время анонимно и в безопасности. В республике действуют территориальные центры социального обслуживания населения, при которых организованы «кризисные комнаты». Высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить в соответствующие учреждения, предложить консультацию юриста.

В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Время работы с 8:00 до 20:00. Звонок бесплатен только со ста-ционарного телефона. Позвонить на горячую линию для пострадавших от домашнего на-силия можно и с номера мобильного оператора velcom. В этом случае абонент будет опла-чивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей ли-нии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую по-мощь. Общественные и религиозные организации также предоставляют помощь постра-давшим от домашнего насилия. Подробнее о действующих службах можно ознакомиться на сайте, посвящённом противодействию домашнему насилию www.ostanovinasilie.org.

КУДА ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ ВЫ СТРАДАЕТЕ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ?

  1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
  2. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложив-шейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреж-дения. Со списком территориальных центров социального обслуживания населения вы можете ознакомиться здесь. Кроме этого при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, которые могут предоставить временный приют.
  3. Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» по-бои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
  4. Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религи-озные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.
  5. Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общест-венных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН

Виды услуг:

o информационная и эмоциональная поддержка;

o социальное сопровождение;

o юридическая помощь;

o психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).

Номер специалиста по социальной работе для проведения первичной консультации и дальнейшего перенаправления

8 (033) 6 032 032

(время работы с 9:00 до 18:00, выходной суб., вс.)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ ПЕР-СПЕКТИВЫ»

Виды услуг:

o информационная и эмоциональная поддержка;

o социальное сопровождение;

o предоставление временного убежища (шелтера);

o содействие в медицинском обследовании;

o юридическая помощь;

o психологическая помощь;

o психологическая помощь агрессору;

o оплата проезда по РБ.

Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональ-ная горячая линия

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно)

и с номера velcom (оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану або-нента)

БОРИСОВСКОЕ ЖЕНСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПРОВИНЦИЯ» Г.БОРИСОВ

Виды услуг:

o правовая, психологическая помощь пострадавшим;

o социально-психологическое сопровождение.

Правовая помощь и социально-психологическое сопровождение — «Женская кризисная линия»

8 (029) 756 35 24

с 9:00 до 21:00 (без выходных)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАДИСЛАВА»

Виды услуг:

o телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия;

o очные консультации психолога и специалиста по социальной работе;

o группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия;

o социально- психологическое сопровождение.

Телефон доверия 280-28-11

Если не берут трубку 8 (029) 610 83 55, stopnasilie.org

Для размещения в убежище - 8 (029) 610 83 55.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КЛУБ ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН» Г.БРЕСТ

Виды услуг:

o информационная и эмоциональная поддержка;

o социальное сопровождение;

o юридическая помощь;

o психологическая помощь пострадавшим от домашнего насилия.

8 (029) 723 40 37 (с 10.00 до 20.00)

Алина Николаевна, юрист.

8 (029) 221 93 50 (с 10.00 до 20.00)

Наталья Владимировна, специалист по социальной работе

noviolence.brest@gmail.com

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РОДНИК ВОЗРОЖДЕНИЯ» Г. БРЕСТ

Виды услуг: • юридическая помощь.

8 (033) 3 783 793

(с 9:00 до 18:00 в будние дни)

ОО «КЛУБ ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН «ЮГО-ЗАПАД» Г.ПИНСК

Виды услуг: • психологическая помощь и поддержка.

8 (029) 311 11 74

(с 9:00 до 21:00 — телефонное консультирование, очные консультации с 14:00 до 18:00)

КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН ПРИ ЧСПУО «SOS-ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ Г.МОГИЛЕВ»

Виды услуг:

• социальное сопровождение и поддержка;

• психологическая помощь;

• приют для женщин с детьми.

8 (044) 760 760 3

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МОГИЛЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ ЦЕНТР ПОД-ДЕРЖКИ И САМООБРАЗОВАНИЯ»

Виды услуг:

• психологическая помощь совершеннолетним женщинам, находящихся в ситуации до-машнего насилия и торговли людьми.

Телефон для записи 8 022 228 22 20

Записаться можно во вторник, четверг с 17.00 до 20.00

СЕСТРИЧЕСТВО В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕФРОСИНЬИ ПОЛОЦКОЙ

Виды услуг:

• социальная помощь (предоставление временного приюта);

• духовная помощь;

• психологическая помощь.

8 (029) 151 95 22

8 (033) 688 40 49

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛО-ДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» Г.СМОРГОНЬ

Виды услуг:

• социальное сопровождение.

8 (033) 602 7 2 04

(с 9:00 до 17:00, кроме суб. и вс.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛО-ДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» Г.НОВОПОЛОЦК

Виды услуг:

• психологическая помощь.

8 (029) 517 27 94

(с 15.00 до 18 00, кроме суб. и вс.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛО-ДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» Г.МОЗЫРЬ

Виды услуг:

• психологическая помощь.

8 (029) 623 29 78

(с 9 00 до 21 00)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛО-ДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» Г.ГОМЕЛЬ

Виды услуг:

• юридическая помощь.

8 (044) 724 14 70

(после 11:00)

lorita24@yandex.ru

ПРОЕКТЫ:

Повышение национального потенциала государства по противодействию домаш-нему насилию в Республике Беларусь (2012 – 2015 гг.)

Цель проекта: наращивание национального потенциала в области противодействия до-машнему насилию и профилактики его проявлений, особенно в отношении женщин и детей.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня знаний и навыков специалистов, участвующих в реализации мер борьбы с домашним насилием в трех пилотных регионах, по вопросам идентификации случаев домашнего насилия и оказания помощи в соответствии с нуждами пострадавших от насилия.
  • Разработка и внедрение в трех пилотных регионах механизма межведомственного взаимодействия по идентификации домашнего насилия, оказания помощи и направления пострадавших от насилия в соответствующие организации.
  • Разработка и внедрение в трех пилотных регионах Единой информационной системы по домашнему насилию.
  • Включение в программы подготовки руководящих работников и специалистов (сотрудники милиции, социальных служб, работники системы образования, систе-мы здравоохранения) в учреждениях высшего образования, учреждениях (подразде-лениях) дополнительного образования взрослых тематики домашнего насилия.
  • Усиление роли руководителей республиканских органов управления в обеспечении устойчивой деятельности эффективных моделей социальной и правовой помощи пострадавшим от домашнего насилия.
  • Обучение сотрудников правоохранительных органов и представителей неправительственных организаций, занимающихся вопросами противодействия торговле людьми, выявлению взаимосвязей между домашним насилием и торговлей людьми.
  • Совершенствование технического оснащения подразделений органов внутрен-них дел, деятельность которых связана с предупреждением и профилактикой до-машнего насилия.
  • Создание и функционирование сети общественных объединений, работающих в сфере противодействия домашнему насилию.
  • Расширение спектра услуг общенациональной «горячей линии» по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия на базе Международного общественного объединения (МОО) «Гендерные перспективы».
  • Включение услуги по консультированию детей – свидетелей и пострадавших от домашнего насилия – в спектр услуг круглосуточной горячей линии для детей на базе Учреждения здравоохранения (УЗ) «Городской клинический детский психо-неврологический диспансер» (г. Минск).
  • Активизация роли родителей и работников образования в профилактике насилия в отношении детей в семье.

Партнеры проекта:

Основной донор проекта – Трастовый Фонд ООН «Остановить насилие в отношении женщин». Финансовую и техническую поддержку также оказывают международные партнёры – Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), являющийся координато-ром со стороны системы ООН, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Международная организация по миграции (МОМ).

Национальным исполняющим агентством и основным координирующим органом в рам-ках проекта является Министерство внутренних дел Республики. Помимо МВД, партне-рами проекта стали Министерство труда и социальной защиты, Министерство образова-ния, Министерство здравоохранения, Брестский областной и Брестский городской испол-нительные комитеты, администрация Московского района города Бреста, Кобринский районный исполнительный комитет, Каменецкий районный исполнительный комитет, Городской клинический детский психоневрологический диспансер (г. Минск), общественные объединения – «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин», «Дети – не для насилия» и «Гендерные перспективы».

Период проведения проекта: 2012 – 2015 гг.

Территория реализации проекта:

Мероприятия проекта реализуются на всей территории Республики Беларусь, их апроба-ция осуществляется в трех регионах Брестской области: Московском районе г. Бреста, Кобринском и Каменецком районах.

Реализация проекта:

Основная цель проекта – создание эффективной системы противодействия домашнему насилию и профилактики его проявлений, особенно в отношении женщин и детей. Для этого будет разработана национальная модель межведомственной координации мер по борьбе с домашним насилием, которая поможет наладить механизмы реализации Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». По-сле апробации в трёх пилотных регионах – Московском районе Бреста, Кобрине и Камен-це – эта модель будет внедрена во всей стране.

Одной из основных задач проекта является улучшение качества помощи пострадавшим от домашнего насилия. С этой целью будут созданы телефонные горячие линии, работающие без выходных. Любая женщина или ребёнок смогут бесплатно получить квалифицированную помощь вне зависимости того, из какой точки страны они позвонят. Кроме того, будет действовать веб-сайт, где пострадавшие от домашнего насилия смогут найти всю необходимую информацию, в том числе подробный справочник организаций, оказывающих помощь.

Запланирован ряд мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня специалистов, которые работают с пострадавшими от домашнего насилия. Для сотрудни-ков милиции и социальных служб, работников сфер образования и здравоохранения будут организованы обучающие курсы, семинары и тренинги с участием международных экспертов.

Особое внимание в проекте уделяется защите и безопасности детей в ситуации домашнего насилия. Для родителей и детей будет разработана информационно-просветительская литература по проблеме насилия в отношении детей в семье. Соответствующую тематику планируется включить в факультативный курс«Основы безопасной жизнедеятельности» для средних школ.

Борьба с домашним насилием является важной мерой по предотвращению торговли людьми. Согласно данным, собранным в ходе деятельности реабилитационного центра Международной организации по миграции для пострадавших от торговли людьми в г. Минске, домашнему насилию подвергались 58% жертв траффика. Домашнее насилие мо-жет являться причиной повторной виктимизации, поскольку многие женщины, постра-давшие от торговли людьми, по возвращении домой повторно подвергаются насилию в семье.

Развитие национального потенциала Республики Беларусь в целях противодейст-вия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства (2012 – 2015 гг.)

Цель проекта: повышение национального потенциала по профилактике и предотвраще-нию домашнего насилия, особенно в отношении девушек и женщин, в условиях достиже-ния гендерного равенства.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Совершенствование деятельности кризисной комнаты для женщин, пострадав-ших в результате домашнего насилия, на базе Территориального центра социально-го обслуживания населения г. Бреста.
  2. Повышение потенциала органов государственного управления на национальном уровне для обеспечения гендерного равенства.
  3. Повышение уровня осведомленности населения и освещения в СМИ вопросов гендерного равенства, насилия по признаку пола и насилия в семье.
  4. Повышение потенциала национальных общественных организаций по решению гендерных вопросов.
  5. Повышение уровня знаний и навыков членов религиозных организаций для противодействия домашнему насилию.
  6. Повышение эффективности работы приюта для женщин, пострадавших в результате домашнего насилия, деятельность которого будет поддерживаться ОСП БПЦ «Союзом сестричеств милосердия».
  7. Разработка и внедрение модели работы с мужчинами-правонарушителями в г. Бресте и г. Минске.

Партнеры проекта:

Донор проекта – SIDA (Шведское международное агентство развития).

Международная организация – Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Национальное исполняющее агентство – Министерство труда и социальной защиты. На-циональными партнерами также являются Национальный Центр законодательных и пра-вовых исследований, Министерство внутренних дел, Брестский областной исполнитель-ный комитет, Бресткий городской исполнительный комитет; Кобринский районный ис-полнительный комитет; Каменецкий районный исполнительный комитет; Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» и Белорусская Православная Церковь/ОСП «Союз сестричеств милосердия».

Период проведения проекта: 2012 – 2015 гг.

Территория реализации проекта:

Мероприятия проекта будут осуществляться на всей территории Республики Беларусь с акцентом на г. Минске и трех пилотных регионах Брестской области: Брест, Кобрин, Ка-менец.

Реализация проекта:

Данный проект, наряду с совместным проектом ЮНФПА/ЮНИСЕФ/МОМ «Повышение национального потенциала по противодействию домашнему насилию в Республике Бела-русь», направлен на поддержку усилий государственных органов и общественных объе-динений для повышения эффективности профилактики и борьбы с домашним насилием в контексте усиления гендерного равенства в Республике Беларусь согласно Национально-му плану по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы. Проект учитывает более широкий контекст гендерного равенства как создающий благоприятные условия для решения проблемы домашнего насилия и насилия по признаку пола в целом.

Предполагается, что в результате реализации проекта будет расширен спектр помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, в пилотных регионах (Брест, Кобрин и Каменец). К работе будут активно привлекаться религиозные организации, в том числе и те, которые уже сейчас оказывают помощь пострадавшим. Будет оказана поддержка дея-тельности приюта, созданного усилиями ОСП БПЦ «Союз сестричеств милосердия», а также кризисных комнат, действующих в территориальных центрах социальной защиты населения.

Впервые в республике будет разработана, протестирована, а затем внедрена на нацио-нальном уровне модель работы с мужчинами-правонарушителями в сфере домашнего на-силия.

Поскольку гендерное неравенство является важнейшим фактором существования домаш-него насилия, проект также нацелен на формирование гендерной культуры и продвижение эгалитарных ценностей.

В Брестcкой области пилотируется механизм межведомственного взаимодейст-вия по предотвращению домашнего насилия

Как должны реагировать специалисты на случаи домашнего насилия? Мировая практика показывает, что для эффективного решения конфликтных ситуаций и по-мощи их участникам необходима простая и универсальная схема. Такая схема сейчас разрабатывается и апробируется в Брестской области. Впоследствии её смогут ис-пользовать во всех регионах страны.

Пока ни в одной стране мира не удалось полностью искоренить домашнее насилие. Оче-видно, что никакое ведомство не может справиться с этой проблемой в одиночку. Необходима совместная работа различных государственных органов и общественных организаций – то есть эффективное межведомственное взаимодействие. Механизм такого взаимодействия сейчас разрабатывают партнеры проектов международной технической помощи «Повышение национального потенциала по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь», за реализацию которого отвечает Министерство внутренних дел Республики Беларусь, и «Развитие национального потенциала Республики Беларусь в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства», национальным исполнителем которого выступает Министерство труда и социальной защиты. Проекты реализуются с июня 2012 года и рассчитаны на три года, координируются Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

В трех пилотных регионах проектов – Московский район г. Бреста, Кобринский и Ка-менцкий районы – созданы рабочие группы межведомственного взаимодействия, в состав которых входят сотрудники местных исполнительных комитетов, органов внутренних дел, территориальных центров социального обслуживания населения, представители иных государственных и общественных организаций. В апреле 2013 года состоялись очередные встречи рабочих групп в каждом из городов.

Национальный координатор проекта «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь», заместитель начальника главного управления – начальник управления профилактики ГУОПП МОБ МВД Олег Каразей отмечает:

– Основной целью проекта является создание действенного механизма заинтересован-ными государственными органами по разрешению конфликтной ситуации в семье и ока-занию своевременной помощи. Ведётся обсуждение о том, что более приемлемо вырабо-тать в каждом пилотном регионе свой подход либо использовать единую систему для всех. (Выбор зависит от того, сколько организаций подключится к работе.) Впоследст-вии лучшие результаты будут экстраполированы на всю страну.

В соответствии с Примерным положением о территориальном центре социального обслу-живания населения, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 114 , в структуре Центров преду-смотрены отделения социальной адаптации и реабилитации. Они создаются с целью ока-зания помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе под-вергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми, пострадав-шим от преступной деятельности, домашнего насилия.

Граждане, обратившиеся в территориальные центры социального обслуживания населе-ния (ТЦСОН), могут получить психологическую и юридическую помощь, а также убежи-ще в специально созданных «кризисных комнатах», действующих во всех регионах стра-ны. «Кризисные комнаты» создаются в отделениях социальной адаптации и реабилитации в целях оказания помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни положении, состоящим в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшими жертвами торговли людьми, пострадавшими от преступной деятельности).

Для популяризации услуг ТЦСОН сотрудники будут не только реагировать на обращения пострадавших, но и сами предпринимать первые шаги в случаях, когда можно предполо-жить существование проблемы насилия в семье.

Межведомственное взаимодействие на практике

В случае с жительницей Брестской области, подвергавшейся психологическому и эконо-мическому насилию со стороны мужа, межведомственное взаимодействие было реализо-вано на практике. Молодая женщина обратилась в общественное объединение «Радисла-ва», которое на протяжение месяца оказывала ей консультационную помощь. Сотрудники «Радиславы» предложили обратиться в «кризисную комнату». Её вместе с двумя детьми заселили в течение суток. Следует отметить, что молодая женщина проживала в другом районе, в котором «кризисной комнаты» нет.

– Женщина была в тяжёлой эмоциональной ситуации и на грани нервного срыва, – рассказывает заведующая отделением социальной адаптации и реабилитации Кобринско-го ТЦСОН Элла Скалкович. – В общественном объединении «Радислава» ей дали наш те-лефон. При активном участии органов местной власти был решен вопрос о ее заселении.

Семейный конфликт заключался в том, что супруги находились в ситуации развода. Когда речь зашла о взыскании алиментов, жена столкнулась с агрессивным поведением мужа: из дома была вынесена мебель и бытовая техника. Необходимую поддержку пострадавшая получила в «кризисной комнате».

– В течение 10 дней пребывания в «кризисной комнате» для женщины были организован-ны психологическая и юридическая консультации, оказана психологическая помощь де-тям. В данной ситуации гражданка находилась в безопасном месте, – сообщает Элла Скалкович.

В ситуации домашнего насилия помощь требуется как пострадавшим, так и агрес-сорам

Эффективность борьбы с домашним насилием во многом зависит от информированности общества о проблеме и возможностях её решения. По данным социологического исследо-вания, проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ в ок-тябре – декабре 2012 года в Брестской области, обращение в правоохранительные органы для решения проблемы домашнего насилия считается эффективным среди большинства опрошенных респондентов-мужчин (50%). Такого же мнения придерживается 52% жен-щин. Более половины (59%) опрошенных женщин и практически половина (46%) респон-дентов-мужчин наиболее эффективным способом решения проблемы домашнего насилия считают прекращение отношений с обидчиком.

Кроме того, как показало исследование, чаще остальных страдают от физического наси-лия женщины в возрасте 40—49 лет с детьми, не имеющие высшего образования и про-живающие в семьях с низким уровнем дохода, преимущественно в сельской местности. В опросе участвовали 700 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих опыт се-мейной жизни в зарегистрированном или гражданском браке.

Куратор исследования, кандидат философских наук, доцент Белорусского государствен-ного университета Лариса Филинская обращает внимание на ресурс общества в решении проблемы домашнего насилия. Специалист высоко оценивает вероятность влияния окру-жающих людей на поведение обидчика:

– Организованным, целенаправленным воспитанием агрессора в обществе у нас ещё не занимались. Поэтому ресурсом в данной ситуации является привлечение к решению про-блемы родственников, друзей и соседей. По результатам исследования 26 % женщин и 30 % мужчин считают этот способ наиболее эффективной мерой противодействия до-машнему насилию. Пожалуйста, не молчите, говорите об этом, звоните и тогда, когда это происходит в другой семье. Если человек пока не согласен решать проблему, возмож-но, в дальнейшем он поймёт, что подобное поведение агрессора может перерасти во что-то более страшное. Это тот социальный капитал, который в нашей стране мы всегда использовали: родственники, соседи, друзья, готовые помочь в трудную минуту. Направлять усилия нужно на то, чтобы сопротивляться ситуации агрессии и перевос-питать обидчика либо оказать ему специализированную помощь.

В рамках проектов по противодействию домашнему насилию и обеспечению гендерного равенства прошёл тренинг по работе с мужчинами-агрессорами.

Тренинг «Работа с агрессорами и оказание поддержки пострадавшим от домашнего наси-лия с использованием модели власти и контроля» по работе с правонарушителями – уча-стниками ситуаций домашнего насилия – состоялся 10 -14 июня 2013 года в городе Мин-ске. Специалисты из британской организации DVIPобучали сотрудников ТЦСОН, психо-логов департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, представителей общественных объединений. Предполагается проведение психокоррекционной работы как с мужчинами, которые находятся на воле, так и с теми, кто изолирован в места лишения свободы за совершение соответствующих преступлений. Это сравнительно новый метод в мировой практике и революционный – в белорусской. Ожидается, что психокоррекционная работа с агрессорами станет эффективной мерой профилактики преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.

Дополнительный материал

Учреждения высшего образования


ЦИТ БелМАПО ©